Объявление

ГБОУ СОШ № 23 с.п. Инарки имени М.Т. Яндиева

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №23 с.п. Инарки имени М.Т. Яндиева"

Добро пожаловать на наш школьный сайт!

Учебный процесс - План работы со слабоуспевающими детьми, показавшими низкие результаты по оценочным процедурам качества образования.

Добавлено: 19 декабря 2020 15:49

План работы

 со слабоуспевающими детьми, показавшими низкие результаты по оценочным процедурам качества образования.

в 2020 -2021 учебном году

Цели:

  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
  •  создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

 

Задачи:

создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся

  • Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут  быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
  • Ученик не задает вопросов по существу изучаемого,    не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
  • Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объ­яснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
  • Ученик   не   реагирует   эмоционально   (мимикой   и   жестами)   на успехи и неудачи,  не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
  • Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный ре­зультат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе по­нятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

  • наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на ус­пехи и неудачи;
  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении са­мостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблю­дает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные признаки неуспеваемости учащихся

  • Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
  • Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.
  • Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

  • Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).
  • Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
  • Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).
  • Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
  • Различные формы взаимопомощи.
  • Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

  • Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
  • Индивидуальный подход к учащемуся.
  • Специальная система домашних заданий.
  • Усиление работы с родителями.
  • Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
  • 7.Работа с родителями слабоуспевающих детей

Работа без привлечения к помощи родителей невозможна.  Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.

  • Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка
  • Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)                  
  • Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей
  •  Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

  • круглые столы;
  • информационно-практические беседы;
  • информационные лектории с элементами практикума;
  • обучающие семинары;
  • творческие лаборатории родителей;
  • родительские педагогические тренинги;
  • родительско-ученические мероприятия;

 

План работы со слабоуспевающими  учащимися

 на 2020 - 2021 учебный год

 

Мероприятия

Срок

Ответственные

1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы).

Октябрь - май

Учителя-предметники

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания.

Октябрь - май

Учителя-предметники

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Октябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Учителя-предметники

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года

Учителя-предметники

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты)

В течение учебного года

Учителя-предметники

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года

Учителя-предметники

Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися

1. Разработка руководителями предметных МО методических рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

октябрь

Руководители МО

2. Составление плана мероприятий МО по организации индивидуальной работы с учащимися.

ноябрь

Руководители МО

3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую сторону) на фоне всего класса.

Постоянно

Учителя-предметники

4. Определение причин неуспешности обучения учащегося по предмету.

По факту

Учителя-предметники

5. Осуществление диагностики знаний учащегося.

Постоянно

Учителя-предметники

6. Составление индивидуальных диагностических карт и планов работы.

По факту

Учителя-предметники

7. Подбор дидактического материала.

Постоянно

Учителя-предметники

8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим учеником в урочное и внеурочное время.

Постоянно

Учителя-предметники

9. Информирование классного руководителя или непосредственно родителей о результатах обучения учащегося.

Постоянно

Классный руководитель, Учителя-предметники

10. Отчёт учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися

Ежемесячно

Руководители МО, учителя-предметники

 

Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы.

Октябрь

Классные руководители

2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося.

В течение года

Классные руководители, соц. педагог

3. Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся.

Постоянно

Классные руководители, учителя-предметники

4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.

В течение года

Классные руководители

5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль).

Ежедневно

Классные руководители

6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребенка.

В течение года

Классные руководители

7. Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися.

Ежемесячно

Классные руководители

Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе

1. Составление списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

сентябрь

2. Собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснение причины их отставания.

Ноябрь

Декабрь

Март

Информацию предоставляют классные руководители.

3. Собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению индивидуальных планов работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

В план учителю включить обязательно:

  1. индивидуальную работу по ликвидации пробелов.
  2. ведение тематического учета знаний слабых детей.
  3. ведение работ с отражением индивидуальных заданий.

Ноябрь

Декабрь

Март

Учителя - предметники

4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком.

По итогам четверти

Учителя - предметники

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ (выборочно).

Согласно графика

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации

Учитель – предметник, классный руководитель

 

                                       Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.